Личный-взгляд-PIKMIN-1-&-2

Опубликовано: Июль 25, 2013 пользователем в разделах Игры, Личное мнение просмотров: 2146

Pikmin и Pikmin 2: взгляд в прошлое

Если на секунду задуматься, то теплый прием, с которым была встречена игра Pikmin 3 на пресс-брифинге Nintendo еще во время прошлогодней E3, выглядел довольно неожиданно. Речь шла о сиквеле пары игр, которые неплохо продавались — хотя и без сенсаций — в Японии и США, причем во всех остальных странах продажи были посредственными.

К тому же, не будем забывать о том, в каком замешательстве были геймеры, когда впервые было объявлено, что Сигеру Миямото собрался начать эру GameCube’а милой экспериментальной стратегией, на которую его вдохновило новое хобби — садоводство.

В чем же была причина столь бурных приветствий и аплодисментов? Почему столь сильно ждут геймеры игру из серии, которая пока еще не взлетела так, как другие творения Миямото? Частично это объясняется тем, что ценность этого франчайза со временем выросла: ведь с тех пор у геймеров-энтузиастов было совсем немного свежих консольных IP от Nintendo, которые могли бы по своей изобретательности сравниться с серией Pikmin.

Кроме того, вряд ли найдется кто-либо, у кого для любой из двух предыдущих игр нашлись бы плохие слова. Pikmin — одна из тех редких вещей, которая, кажется, умеет тронуть за душу любого, кто в нее поиграет. Она завоевывает сердца и умы аудитории своей чарующей миниатюрной вселенной и необычными, захватывающими идеями. Другими словами, это игра, которая вызывает такую преданность, что её не выразить одними лишь цифрами продаж. Мы знаем людей, которые не играли ни в одну из игр серии, но были в восторге от новостей о тройке только потому, что слышали так много хорошего о двух предыдущих играх — от тех, кто в них поиграл.

Как правило, стоит лишь упомянуть о том, что Pikmin — это стратегия реального времени, как люди моментально теряют интерес. Опишите её игровые системы — и получите в ответ взгляды недоумения: а что ж такого особенного в этой игре? В Pikmin надо поиграть для того, чтобы понять, за что люди любят эту игру.

Pikmin-COVER

PIKMIN (GAMECUBE, WII)

Итак, это игра в жанре стратегии, но у нее необычайно тонкий подход к игроку. Игра постепенно, шаг за шагом, двигает игрока в сторону многозадачности и микроменеджмента стратегии в реальном времени. При этом вы даже не осознаете, что на самом деле происходит. Вот вы выдергиваете ваших морковных человечков из земли, вот свистом подзываете к себе, а вот уже разбиваете их на группки,

pikmin1

которым даете разные задания, одновременно строя план действий, необходимых для того, чтобы справиться вон с тем громадным врагом за стеной, которую вовсю пытаются разбить головами ваши основные войска.

И вам таки придется управляться как минимум с двумя задачами одновременно, поскольку — во всяком случае в первой игре — вы ограничены во времени. Самая первая игра в серии появилась на GameCube в 2001-м, а порт с обновленным управлением для Wii вышел в 2008-м. Главный герой игры — малыш Олимар, носище которого едва не протыкает 01_Olimarего космошлем, отправляется в отпуск на собственном космическом корабле под названием Дельфин. Внезапно в космический корабль врезается астероид, и Олимар совершает аварийную посадку на неизвестной ему планете Пикминов — так он называет местных человечков растительного происхождения, ростом с дюйм. Теперь ему надо спасти все 25 частей космического корабля, которые разбросало по пяти разным игровым территориям. Проблема в том, что эта местность ядовита, а запасы кислорода истощаются. У Олимара 30 дней (а каждый день в игре длится около 15 минут) на то, чтобы сбежать обратно к своей семье на свою родную планету Hocotate, а иначе… Ну, в общем, он погибнет, и игру придется начать с нуля.

Да уж, неожиданно мрачноватый сеттинг для игры от Nintendo, но во время игры эта мысль вам даже и в голову не приходит. Вместо этого вы на пару с Олимаром очарованы здешним миром и его обитателями. В то время как большинство других игр старались расширить границы своих миров для того, чтобы у игрока перехватило дух от их величия, Миямото — который всё делает наоборот — поставил на крохотный мир, который пробуждал в игроке ощущение чуда, заставляя его чувствовать себя маленьким по-другому. Повседневные вещи из обычной жизни здесь были гигантскими сокровищами, за которыми надо было охотиться, а безвредные крохотные животные стали смертельными врагами. Как будто рассматриваешь мини-мир под микроскопом. Радость узнавания еще больше усилилась, когда во второй части в игру добавили интерактивную энциклопедию, так что подобные открытия стали еще более интересными.

02_Bulborb

Но ваш первый контакт с этим миром происходит именно через Пикминов, а это премилейшие существа. Красненькие – хорошие бойцы и не боятся огня, синенькие — не боятся воды, а желтенькие умеют пользоваться бомбочками для подрыва каменных стен, а еще их самих можно швырять выше других. Кроме того, все типы Пикминов могут строить мосты и платформы. А еще они умеют эволюционировать в более продвинутые виды! Миямото говорил о том, что в новой игре у каждого из них будет что-то вроде уникальной личности, но уже в предыдущих играх Nintendo прекрасно удалось создать убедительную иллюзию. Они жмутся друг к другу, пока вы ведете их мимо спящих Бульборбов, и жадно лакают повышающий уровень их здоровья нектар, отчего листик у них на головах превращается в бутон, а потом — в цветок. Весьма элегантный способ показать, у кого сколько здоровья и кто способен передвигаться быстрее.

Кто-то отстает, начинает догонять и смешно спотыкается, приходит в себя и снова бросается вслед за остальными. Это ощущение индивидуальности делает их больше, чем просто войсками, которыми вы командуете в бою: на первый взгляд необязательные анимации заставляют вас чувствовать к ним эмоциональную привязанность.

pikmin-wii-u

Всё это, конечно же, делает их неизбежную гибель еще более трогательной. Их писклявые предсмертные вопли заставляют вас чувствовать укол вины. Эти крошечные чудики столь безоговорочно преданны вам, что вы ощущаете себя не столько их лидером, сколько защитником. Подразумевается, что, посылая их в бой, вы помогаете им преодолевать их страхи, учите, что если они будут работать сообща, то смогут справиться с любым хищником. И всё же ваша выгода от этой сделки явно больше, чем их.

00_Pikmin

Потому что они будут гибнуть пачками. Их будут давить, кусать, пожирать… Их удел печален, куда бы они ни отправились, но особенно тяжело смотреть на то, как они горят — Пикмины начинают бегать кругами с горящими листиками на головах, с глазами, полными ужаса и отчаяния. Или как они тонут. Увы, иногда природа жестока. Наверное, впервые в своей истории Nintendo выпустила игру, в которой привычная «детскость» их игр оттеняется вполне по-взрослому суровой борьбой за выживание — в духе эстетики лучших фильмов Тима Бартона.

Конечно же, Пикмины — только одна сторона дела. Потому что в этой игре один из самых креативных дизайнов монстров, который вы когда-либо видели в игре. Зверинец представляет собой замечательный микс узнаваемого и абсолютно чужеродного. Бульборбы — самый часто встречающийся тип противника в игре — похожи на гигантских голодных божьих коровок, скрещенных с какой-то амфибией. Снагрет — жуткого вида наполовину птица, наполовину змея, которая неожиданно выскакивает из земли с пронзительным воплем. Некоторых существ вообще трудно описать: босс по имени Beady Long Legs является гибридом паука и абстрактной инсталляции современного искусства.

05_Bosses

Один из всеобщих любимчиков — Бронированный Пушечный Жук: швырните в него Пикмина в то время, как он будет совершать вдох, и он закашляется и задергается, пытаясь выдуть Пикмина обратно наружу, раскрыв при этом свой прочный панцирь и обнажив уязвимую красно-оранжевую плоть под ним. Некоторых достать труднее, чем других, но все представляют потенциальную смертельную угрозу.

Вот почему ваш пульс так сильно бьется, когда дремлющий Бульборб вдруг открывает глаза и поворачивается к вам — мало что в мире видеоигр способно так сильно потрепать вам нервишки.

А ведь есть еще Smoky Progg — настолько ужасающий противник, что Nintendo решила припрятать его в качестве опционального босса. Вы встретите его только в том случае, если доберетесь до территории Далекий Ручей к 15-му дню. Это значит, что немногие видели этого босса, и возможно, что оно и к лучшему. Он находится к востоку от места посадки корабля, внутри яйца, которое Пикмины лучш уничтожить до того, как из него что-нибудь вылупится.

Normal_snitchbug-pikminЕсли уничтожить яйцо не получится, у вас серьезные проблемы. Чудовище станет травить Пикминов ядовитым газом, а затем отправится прямиком на вашу базу, чтобы добить остатки ваших войск. Монстр игнорирует всё остальное на пути к уничтожению Пикминов, а сражаться с ним реально страшно, несмотря на внушительную награду за победу в виде сотни семян Пикминов. Битва с этим монстром, пожалуй, единственная задача, которая отнимает довольно много времени.

Некоторые критики, сравнивая первую и вторую игру, пеняли оригиналу за чересчур короткую кампанию, но эти обвинения несправедливы: может, игра и короткая, но сделана она великолепно. С другой стороны, претензии к ее длительности не были лишены оснований, хотя другие жаловались на 30-дневный лимит, после которого игру следовало начинать с самого начала, если вы не 04_Beady_Long-legsуспели собрать все части корабля за это время. Кстати, версия для Wii была более дружелюбной к игроку: в ней можно было вернуться назад и переиграть неудачный день заново.

И всё же без этих ограничений, скорее всего, вы потеряли бы ту эмоциональную нагрузку, которую возлагала на вас игра в случае неудач. Потерять несколько десятков Пикминов (за один раз вы можете управлять командой из 100 существ максимум) — уже огорчение, но оно удваивается, когда вы понимаете, что Олимар тоже приблизился к гибели на целый день.
Его красноречивые заметки станут вашим окном в его душу: тон рассказов меняется в соответствии с его настроением. Счастливые воспоминания о семье уступают место отчаянию по мере того, как приближается 30-й день, а после удачного дня в записях наоборот появляются приливы оптимизма. Дневник выполняет ключевую роль: делает Олимара похожим на человека. Временами он может показаться жестоким предводителем рабов, который эксплуатирует Пикминов для личной выгоды, но потом вы слышите, с какой любовью говорит он о своей семье, и понимаете, что он попал в беду и любой ценой пытается вернуться домой. Олимар тоже приблизился к гибели на целый день. А читая дневник этого парня, остаться равнодушным к нему вы попросту не сможете.

Pikmin 2

PIKMIN 2 (GAMECUBE, WII)

И всё же фрустрации игроков не избежали внимания Миямото, который недавно заявил, что оригинал был “несколько жестоким”. Возможно поэтому вторая часть, которая увидела свет через 3 года после оригинала, вышла более медленной по темпу. Игроки просили больше времени и места для исследований, чтобы насладиться игрой в более спокойной обстановке, и Pikmin 2 эти просьбы в полной мере выполнил: сиквел получился гораздо более цельной и со всех сторон лучшей игрой, чем оригинал.

Pikmin 2 длинее и разнообразнее, там больше видов Пикминов и их врагов. Кроме того, там есть кооперативный и соревновательный мультиплеер, особые случайно генерируемые уровни – и никаких pikmin2nintendomay21временных ограничений.

Во второй части цель Олимара становится более прагматичной: вместо взаимовыгодного сотрудничества с Пикминами Олимару теперь требуется собрать достаточно сокровищ, чтобы транспортная космическая компания, на которую он работал, могла расплатиться с долгами перед кредиторами. Оказывается, пока Олимар отсутствовал, компания успела обанкротиться. Олимар лишается своего корабля, поскольку это единственное, что еще можно конфисковать у его компании, зато приобретает спутника по имени Луи. Вместе с Луи герой отправляется обратно на планету Пикминов собирать «сокровища» на болтливом космическом корабле, помешанном на всяком хламе вроде бутылочных крышечек и батареек, которые он и считает сокровищами. Таких сокровищ нужно собрать на общую сумму в 10 тысяч Поко – именно такова сумма долга.

Олимар воссоединяется с Пикминами, среди которых появились новички: белые могут сопротивляться яду и находить невидимые предметы; фиолетовые – силачи, вроде борцов сумо, от которых буквально дрожит земля. Как обычно, путь к успеху лежит через грамотное управление группками Пикминов и чередование их уникальных способностей.

Дневника больше нет, но забавные описания монстров и сокровищ от Олимара снова вызовут у игрока массу позитивных эмоций: как вам Профессиональный Шумоиздаватель (мегафон), Архитектор Мечты (сломанная консолька Game & Watch) или «Камень Славы» (крестовина от классического геймпада NES)?

Pikmin_2_Pikmin_chr01-1024x747

Одна из самых заметных перемен в сиквеле – второй играбельный персонаж Луи. Луи не такой умный, как Олимар, и гораздо более легковозбудимый тип. Никого вам эта парочка не напоминает? С одной стороны пара играбельных персонажей позволяет вовсю использовать многозадачность в игре. Однако, благодаря тому, что игра вас больше не подгоняет, вы сами решаете, нужна вам эта многозадачность или нет. Зато теперь в игре есть элементы головоломки, которые заставляют парочку героев действовать в тандеме, решая задачки, связанные с окружением.

А еще во второй части появились подземелья, которые превратили стратегию реального времени в нечто вроде бродилки: в случайным образом генерируемых подземных уровнях героев ждут монстры, стерегущие сокровища, а на самом нижнем этаже – босс. Когда вы забираетесь под землю в сопровождении ограниченного количества Пикминов, эти темные, навевающие клаустрофобию уровни порой даже напоминают ужастик. Правда, для того, чтобы пройти игру, забираться под землю вовсе необязательно, хотя это и помогает.

oRblA

Некоторые из боссов первой игры в сиквеле стали обычными рядовыми противниками, зато теперь игроку дается больше эффективных средств для борьбы с ними. Ядовитых белых Пикминов с горящими красными глазками гораздо легче отправлять на войну, а фиолетовые обладают силой, в десять раз превышающей способности обычных Пикминов, что справедливо и во время переноса предметов, и во время атак на монстров.

Во второй части нет жуткого Smoky Progg’а, зато есть Waterwraith – Водяной Призрак. Он постоянно преследует наших героев в одном из подземелий ближе к концу игры, заставляя стараться пройти каждый pikmin-2-20040820050859815этаж как можно скорее, пока он не напал: пара каменных роликов, на которых перемещается этот человекоподобный кусок прозрачной слизи, способна мгновенно раздавить Пикминов. Мелодия из ужастиков 70-х только добавляет происходящему жути. Мало с чем можно сравнить то чувство облегчения, которое вас охватывает, когда вы наконец выбираетесь из подземелья с изрядно поредевшим отрядом, но победив.

Потери не причиняют вам столько неудобств, как в первой игре, потому что вы можете себе позволить провести следующий день, собирая урожай новых солдат Pikmin 2 (1)для своей армии. С одной стороны, это снижает напряжение от игры, с другой – Пикмины теперь кажутся менее незаменимыми. Да и ваша цель не кажется такой благородной, как в первой игре. Ведь в первой части вы учите их, как постоять за себя, а во второй уже просто эксплуатируете ради денежной наживы. И всё же на этот недостаток, пожалуй, можно закрыть глаза, учитывая, что ощущения первооткрывателя сиквел передает в полной мере, а списки сокровищ и местная энциклопедия стимулируют игроков на полное исследование всего мира гораздо лучше, чем это делал оригинал.

На кампанию второй части у большинства игроков уходит больше 20 часов, хотя сплитскрин-мультиплеер продляет жизнь игре сверх этого времени. Самый увлекательный экшен происходит в соревновательном режиме: нужно собрать четыре стеклянных ширика, разбросанных на каждом из десяти уровней, а потом доставить из на свою базу, хотя можно победить также, украв шарик у соперника. Вместо того, чтобы стравливать две толпы Пикминов друг на друга, игра стимулирует игрока на использование тактики: вы можете сбрасывать врагов на вашего соперника или телепортировать свой шарик к себе на базу.

***

Каждая из двух игр серии предлагает игрокам что-то новое. Считается, что с выходом второй части, первая сделалась ненужной. Однако с другой стороны, именно первая игра по праву является стратегией реального времени, а ее конечная цель мотивирована всё же более альтруистично, чем в сиквеле. И всё же обе игры до сих пор, пожалуй, являются самыми удачными примерами стратегий реального времени, которые когда-либо появлялись на консолях.

Самое интересное, что, кажется, до сих пор так никто и не попытался воспроизвести механику игр Pikmin. Возможно, разработчики считают, что такие идеи не совсем вписываются в рамки традиций стратегического жанра, или же их не слишком убедил масштаб успеха этих двух игр. Но факт остается фактом: причина столь теплой реакции игроков на предстоящий выход Pikmin 3 в том, что по сей день на рынке консольных игр нет ничего подобного. Даже если Pikmin 3 будет просто последовательным развитием идей предшественников, это означает, что нас ждет умная, захватывающая, полная свежих идей игра.

Captain_Olimar_and_Pikmin_-_Super_Smash_Bros

Pikmin — Ai no Uta (English Lyrics)



При копировании материалов ссылка на http://wiiu.pro/ обязательна.

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Shift + Enter либо нажмите здесь, чтобы проинформировать нас.


Об авторе

Любит Nintendo, читает Воннегута, смотрит Community, пишет буквы

8 комментариев

  1. Великолепный анализ! Отличная статья!

  2. Обожаю эту песнью «Ту что в начале статьи» :)

  3. Прекрасный обзор. Никогда не играл в эту серию игр. Теперь точно не жалею, что выбрал Пикмин 3 в качестве приза :)

  4. Статья класс, «покидаю» ссылки на нее паре друзей(заодно те узнают что на консолях то же есть стратегии, пусть и не в привычной им форме). Детальный хороший анализ, подкреплен фото, продолжайте в там же духе, скажем к выходу каждого эксклюзива, небольшая история серии, проделана большая работа и сделано профессионально, вообщем шикарно.
    По игре очень жаль что нет поддержки русского языка, печалька…..

  5. спасибо всем за отзывы :) мы стараемся!

  6. Меня последние видео пробило на слезу и статья класс.

  7. Прочитал целиком, данную статью. И что могу сказать, статья отличная:) Много чего узнал из серии Pikmin, так как до этого ни разу не играл (даже на эмули), но с WiiU, надо будет попробовать, что за игра такая:)

Добавить комментарий