bayonetta_slider

Опубликовано: Февраль 24, 2015 пользователем в разделах Wii U, Игры, Рецензии просмотров: 3376

Обзор Bayonetta

Количество оценивших: 1
Игроки / wiiu.pro
Bayonetta Wii U box art — копия

Bayonetta

Жанр: Экшн
Разработчик: PlatinumGames
Возрастной рейтинг: 18+
Дата выхода: 24.10.2014
Издатель: Nintendo
Количество игроков: 1

lang
GamePad
Pro Controller
Без TV

10/9,5

12345678910
eShop
Диск

В отличие от своего многолетнего соратника по цеху Синдзи Миками Хидэки Камия не создавал что-то из ничего. Его первые два проекта, Resident Evil 2 и Devil May Cry, являлись переработкой творческих идей старшего товарища, который по сути стал отцом жанра survival horror. Отличительной же способностью Хидэки Камии была визуальная составляющая, это заметно даже по Resident Evil 2, игре, в разы превосходившей своего старшего брата в плане зрелищности. В дальнейшем в проектах Камии, где он занимал место режиссёра, на первый план выходил стиль оформления. Особенно это вспоминается по Okami: никто в современной массовой культуре не сумел так стильно воплотить суми-э (вид японской живописи тушью) и адаптировать его для массового потребителя.

Bayonetta стала первым самостоятельным проектом Хидэки Камии после окончательного ухода из-под крыла Capcom и переименования Clover Studio в Platinum Games. Поначалу история приключений ведьмы с длинными чёрными волосами и непропорциональным телом смотрится попыткой самокопирования: эпитет «Данте в юбке» на главную героиню не лепил только ленивый. Однако первый порыв не всегда является правильным.

Bayonetta wallpaper

Глядя на лицо и фигуру Bayonetta, очень сложно поверить, что ей более пятисот лет

Хотя говорить о полном отсутствии связей между черноволосой femme fatale («роковой женщиной») и сыном Спарды тоже будет лишним. И, тем не менее, если мир Devil May Cry выступает в качестве игровой реальности, то город Vigrid, в котором происходят события Bayonetta, служит гиперреальностью оной. Два пистолета с бесконечными патронами – отлично, у Bayonetta их четыре, не только в руках, но и на каблуках! Боссы, которые больше Данте в три-четыре раза, не беда: большинство боссов, с которыми сражается наша ведьма, больше её в 30–40 раз. Боевая система – и тут Bayonetta даёт прикурить Данте с обеих рук и каблуков, потому что с наличием разнообразного оружия, а оружий в Bayonetta около десятка (кое-что открывается по мере прогресса в игре, кое-что презентуется за определённые достижения), боевая хореография закручивает столь дьявольский танец, что лицо бисёнэна-предтечи по бледности, вызванной шоковым состоянием, сравнимо с цветом его же волос. В итоге, вспоминая Жана Бодрийяра, французского культуролога, ответственного за популяризацию постмодернизма, можно утверждать, что Bayonetta является симулякром четвёртого порядка по отношению к Devil May Cry (копией, отрицающей связь с реальностью оригинала и живущей по своим собственным законам).

Говоря о Bayonetta как о воплощении идей постмодернизма, невозможно не вспомнить эротизацию как одну из черт, присущих искусству при начале формирования культуры постмодернизма. Bayonetta просто воспевает женскую сексуальность не только путём различных откровенных ракурсов героини и некоторых её противниц женского пола: даже одна из основных механик боя, именуемая здесь Wicked Weave, когда Bayonetta наносит удары своими волосами, приводит к обнажению героини, ведь они являются также и одеждой. Впрочем, Камия лишь балансирует на грани дозволенного, словно Bayonetta балансирует в пол-дэнсе на оружии-шесте, отобранном у очередного ангела, но не переходит за неё в отличие от создателей God of War 3, где интерактивный половой акт с обнаженной богиней стыдливо не показывается в кадре, а сопровождается характерными стонами, или Dante’s Inferno, где у Cleopatra из сосков на груди выбегают некрещеные младенцы, а ещё одни враги атакуют главного героя при помощи щупальца, исходящего… да-да, именно оттуда.

Характерной особенностью постмодернизма является и отказ от традиционных ценностей модерновой эпохи, переворот понятий добра и зла. В отличие от большинства игр современности, где нам приходится противостоять очередному злу, Bayonetta с самого начала предстает подменой понятий, ведь в истории конфликта между кланами Umbra Witches (ведьмы теней) и Lumen Sages (мудрецы света) мы, взяв джойстик в руки, становимся на сторону номинальных плохих. Впрочем, это ощущение быстро пропадает после первого взгляда на художественное оформление противоборствующих сторон, отчасти китчевое изображение номинального добра сразу устраняет какие-либо варианты проявления симпатии к своим противникам. При этом Камия не просто возвышает одних и принижает других через дизайн врагов, союзники Bayonetta, призываемые ею из Inferno, одного из трёх слоёв мира игры, тоже не отличаются особой красотой, а, скорее, взывают к тому, что принято называть «эстетикой отвратительного». Самыми же интересными предстают четыре босса, которых Bayonetta уничтожает по мере продвижения сценария вперёд, четыре христианских добродетели, которые предстают перед нами эклектичной комбинацией идей архитектуры Ренессанса и традиционными представлениями японской культуры о гигантских монстрах – вспомните Мотру или приснопамятного Годзиллу.

affinity

В бестиарий Bayonetta входят не только ангелы различных сфер…

Fortitudo

но и четыре кардинальные добродетели христианского нравственного толка, оформленных по всем правилам гротеска. Перед вами Мужество

Нелишним будет упомянуть и ещё об одной черте эпохи постмодерна – игровой характер культуры, её театральность и помпезность. Гигантизму, доходящему до гротеска, в Bayonetta нет конца: один из боссов кидается в Bayonetta небоскрёбами и бьет лучами лазера из космоса, а битва с Sapientia происходит в воронке водоворота. Даже во время сюжетных роликов игрок должен быть настороже, постоянно ожидая внезапного QTE, провалив которое, главная героиня может погибнуть на месте, что впоследствии отразится на рейтинге, выдаваемом за успешность прохождения. Всё, что делает Bayonetta, лишено нарочитой серьезности, например, одна из комбинаций заканчивается тем, что героиня принимает удобный ракурс для фотографирования и сама просится в кадр, но при этом это обставлено максимально зрелищно. Буйство красок, быстрая смена действий, сама скорость игры – неопытные игроки, поиграв первые пять минут в интро, когда на фоне Bayonetta и боевой подруги главной героини Jeanne, бьющихся с ангелами, происходит ввод в мифологию игры, поначалу не поймут, что происходит на экране. Благо пролог в игре быстрый, обучение не затягивается на треть игры и подаётся легко и понятно, а сама конфигурация управления чрезвычайно интуитивна: я предпочитаю играть на Wii U, и даже нестандартная форма геймпада данной консоли не является трудностью к освоению управления.

Сама же боевая система Bayonetta характеризуется словами easy to learn, hard to master («легко понять, но сложно освоить»): на низких уровнях сложности игроки могут отделаться и беспорядочным нажиманием кнопок, отвечающих за удары, но при переходе хотя бы на Normal цена того или иного удара или комбинации возрастает в разы. При этом их не потребуется заучивать наизусть: любая комбинация кнопок уже влечёт за собой определённую серию суперударов. Witch Time («ведьмин час»), местный аналог слоу-мо, здесь является одним из краеугольных камней геймплея: при отскакивании от противника в последний миг перед его ударом происходит замедление времени, после чего Bayonetta получает дополнительное преимущество перед своими врагами. Но и Witch Time, явное наследие идеи из Viewtiful Joe, третьей игры Камии, тоже не является панацеей: в некоторых сюжетных моментах она попросту отключена.

Об эклектичности и несерьезности подачи материала говорит и саундтрек, в создании которого участвовало аж 11 композиторов. Его же применение… скажите, как давно вы расправлялись со своими врагами под мелодии J-Pop? В главах (игра делится на главы, которые делятся на куплеты), посвящённых битве с боссами, мы слышим традиционный мощный хор, который при уменьшении количества энергии у противника резко меняется на легкомысленное техно. А медитативная мелодия города Vigrid в немногие спокойные минуты затишья перед боями? А спокойствие, которое прямо царит в композициях стиля Ethereal, сопровождающих Bayonetta в моменты путешествия по Paradiso, ещё одном измерении? J-Rock, играющий во время уровня на мотоцикле? Что отдельно приятно, саундтрек из Bayonetta лишён контекстуальности и отлично слушается вне самой игры.

brokensky

Вместо набивших оскомину военных баз в снегу Камия может перенести действие игры на крыло реактивного самолёта…

route 666

хотя при этом не откажется и от традиционной погони

И над всем великолепием безумия данной игры возвышается Bayonetta, главная претендентка на звание роковой женщины №1 в истории видеоигр. За неё говорит не только безупречный облик и ярко сквозящая в каждом её действии сексуальность, но и элегантность, которой была лишена та же Rayne из Bloodrayne. Bayonetta не рвётся мстить в яростном гневе подобно Nariko из Heavenly Sword, наоборот, её циничная улыбка только выводит из себя противников (отдельная кнопка отвечает за функцию «дразнить»). В поисках истины и попытке обретения памяти после пятисотлетнего заточения на дне озера Bayonetta ни разу не сбивается на истерику и не делает ничего заведомо отвратительного или вероломного, что может вызвать негодование у игрока – вспомните хотя бы Кратоса, выдавливающего глаза Посейдону. Даже её первое столкновение с Cereza, маленькой девочкой, неведомо как очутившейся посреди этой фантасмагории, и смущение от полной дезориентации («я ненавижу всего лишь две вещи: тараканов и маленьких хнычущих детей») скорее умиляет. Под стать ей и другие персонажи игры: Jeanne, соперница/подруга Bayonetta (имя является аллюзией на легенду о том, что Жанна д’Арк была ведьмой), Rodin, демон, торгующий оружием и хозяин бара “Gates of Hell”, где Bayonetta может приобрести дополнительные предметы и комбо для облегчения дальнейшего прохождения, Enzo, информатор Bayonetta, Luka, журналист, расследующий причины гибели своего отца, – все они замечательно отыгрывают роли второго плана, не заслоняя собой главную звезду нашего шоу. Да и в целом сюжет Bayonetta не так прост, как кажется поначалу. Безусловно, его понимание затруднено подачей: в течение одной главы Bayonetta не раз может вернуться на 500 лет назад в события, предшествующие её сну, с которого и начинается игра, а некоторые персонажи могут не раз менять свои предпочтения в выборе противоборствующих сторон, но после прохождения и осмысления сюжета перед глазами видна вся картина происходящего, и мотивации героев становятся вполне понятными.

В наше время стерильных и похожих друг на друга игр Bayonetta является если и не революцией жанра, то безусловно удачной рекомбинацией его основ. Конечно, специфичность и эклектичность игры станет причиной, по которой её полюбят не все и не сразу. Но при всей кажущейся трэш-направленности проекта он лишён её напрочь, ведь за внешним антуражем спрятаны доселе невиданный уровень постановки и лучшая боевая система за всю историю жанра от его же создателя. Различные дополнительные бонусы позволяют переигрывать игру снова и снова, сюжетная подоплёка, как и мифология игры, богата, но не перегружена деталями и лишними подробностями. Ну и зрелищность игры не ограничивается рамками взрывающихся вертолетов в определённые промежутки игры: она с самого начала включает пятую передачу и несется вперед. Bring it on!

P.S. Из всех трёх версий Bayonetta лучше всего брать версию на Wii U. Помимо Full HD картинки, 60 кадров в секунду и подправленной анимации, игра содержит четыре дополнительных костюма классических героев от Nintendo: Принцессы Пич, Дейзи, Линка и Самус Аран. Мелочь, а приятно.


При копировании материалов ссылка на http://wiiu.pro/ обязательна.

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Shift + Enter либо нажмите здесь, чтобы проинформировать нас.

Tags : , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,


Об авторе

10 комментариев

  1. Отличный обзор! Полностью согласен во всем с автором статьи)

  2. Не помешало бы добавить, что 2-я часть Байонета заметно хуже первой. И FPS далеко не всегда 60 кадров в секунду, а очень даже проседает в битвах с некоторыми боссами. На Xbox 360 игра шла более плавно.
    Но главное, после прохождения, Байонета отжигает сногсшибательный танец!

    • А после танца великолепная песня Fly me to the moon.
      Кстати никто не знает в чеём она там исполнении? (именно та что на финальных титрах)

    • Megaprog, спорное утверждение. Я вот не фанат жанра и мне вторая сильнее понравилась.

    • Знаете, если бы я решил упомянуть реально все, что мне запомнилось в игре, которую я без преувеличения считаю лучшей в своем жанре, то статья была бы в три раза больше. И насчет второй части — я с вами не согласен, вторая часть не уступает первой ни в чем, но это мое ИМО, а это ваше.
      Касаемо просадки кадров — честно, не замечал. Повезло, наверное.

    • Я даже не знаю как это назвать… В первой Bayonetta на Wii U порою как раз чудовищные просадки мешающие процессу (я не говорю уже о куче спорных идей, но это уже касается оригинала), а вот у Bayonetta 2 все наооборот плавно и все битвы с боссами проходили очень хорошо.

  3. По мне минус второй части это более низкий возрастной рейтинг, и длина прохождения, а по эффектности и геймплею она выше. Но это сугубо моё мнение.

    • Ну там всего лишь на одну главу меньше. А так все примерно то же.
      Я вторую часть проходил только один раз, и мне она как раз показалась длиннее первой. Вот что полегче — это очевидно, да.

Добавить комментарий